Дети и кризисы.

В развитии ребенка психологи выделяют несколько кризисных периодов. Первый из них дети переживают в три года, следующий – это начало учебы в школе, а самый трудный приходится на подростковый возраст. Именно эти кризисы создают особые сложности во взаимоотношениях детей и родителей.

Некоторые родители твердо знают, что именно они хотят «получить» из своего чада и целенаправленно добиваются этого. Надо ли с самого рождения подстраивать под себя личность ребенка или лучше положиться на его естественное развитие?

Вырастить ребенка – дело непростое. На пути может возникнуть множество неожиданных проблем. Чтобы их решить, родители должны быть готовы к серьезной психологической работе, связанной с воспитанием маленького человека и преодолением детских кризисов.

Кризис трех лет в развитии ребенка можно охарактеризовать словами «я сам». Малыш хочет все делать самостоятельно, но пока мало что умеет. С неудовольствием, а порой и криками он отвергает помощь взрослых, а когда у него не получается, нервничает и сердится. Эта ситуация типична для всех детей, и от родителей понадобится большое терпение понять , что так формируется личность ребенка.

Важно, чтобы в три года малыш четко знал слово «нельзя», что есть определенные запреты, особенно те, которые связаны с опасностью для жизни и здоровья его собственного и других людей. Когда ребенок хочет, чтобы ему купили новую игрушку или сладость, он начинает плакать, кричать или закатывает истерику, не обращая внимания на увещевание родителя. Как лучше поступить: упорствовать, настаивать на своем или уступить малышу? Лучше всего постараться доброжелательно и доступно объяснить ребенку, почему невозможно сейчас выполнить то, что он требует. А можно попробовать быстро переключить его внимание на другое, предложить взамен что-то интересное.

Главное в воспитании ребенка – избегать крайностей. Если его желания часто подавляются, то в дальнейшем это может помешать ему - иметь и отстаивать свою собственную точку зрения. А если позволять все, ребенок быстро становится избалованным.

Когда малыш достигает возраста трех лет, то его зачастую отдают в детский сад. Теперь приходится обходиться без мамы, а это еще одна причина возникновения кризиса у ребенка. Адаптироваться ребенку к пребыванию в детском саду можно только постоянным вниманием к нему. Спрашивайте, как он провел день, что конкретно ему понравилось или не понравилось, во что играл, с кем подружился или поссорился, Чаще хвалите дитя и всячески поддерживайте все его положительные начинания. Пусть он видит вашу заботу, чувствует любовь.

Следующий кризисный возраст – 6-7 лет, когда дети идут в школу. Если малыш не посещал детский сад, то ему предстоит осваивать новые для себя правила поведения, а это сложнее, чем для адаптированных к общению в детском саду. Если ребенок уверен в безусловной любви своих родителей, в их поддержке и защите, то легко доверит им свои тревоги, опасения и проблемы. Поэтому чаще говорите с ним, будьте в курсе его школьных дел. Не стремитесь сразу получить образцового ученика.

С наступлением подросткового возраста начинается самый сложный этап в отношениях между родителями и детьми. Родители в этот период чаще всего жалуются на то, что их ребенок, прежде всего такой милый и послушный, «отбился от рук», его будто подменили. Подростковый возраст 12-13 лет продолжается несколько лет. На фоне гормональной перестройки подросток начинает ощущать себя взрослым, жестко отстаивает свое мнение, не считаясь с авторитетом взрослых. Он протестует против необоснованных, с его точки зрения, требований родителей и учителей, отчаянно борется за свободу от наложенных взрослыми ограничений, пытаясь доказать свою независимость и состоятельность.

Что делать? Чтобы лучше понять, что творится с вашим ребенком, полезно вспомнить себя в это возрасте. Было другое время, но проблемы были те же. Взрослым стоит пересмотреть те ограничения, которые издавна существовали в семье, и выработать приемлемый минимум, обеспечивающий нормальную психологическую атмосферу в доме. Главное, не утратить доверия. Подросток крайне чувствителен к критике, особенно когда ему ставят в пример других детей. Не надо читать ему занудных проповедей, нотаций, попробуйте поделиться своим собственным опытом в решении той же проблемы.

Единственный путь к успехам ребенка в будущем и вообще к его счастью – любить ребенка таким, какой он есть, с его индивидуальными особенностями и потребностями. Это непросто, но к этому надо стремиться.

Комментарии

Ваш комментарий:

'